Из истории

Из истории

С самого начала работы института была создана первая учебная часть. Заведующим учебной частью был назначен выпускник бурят-монгольского отделения педагогического факультета Иркутского госуниверситета Г.И. Упхонов. Основным документом, регламентирующим управление образовательной деятельностью, было постановление ЦИК СССР «Об учебных программах и режиме высшей школе и техникумах», принятое 19 сентября 1932 года. В институте была введена новая система организации учебного процесса: вместо типовых и переходных планов вводились твердые учебные планы, внедрялись новые формы занятий в виде лекций, семинаров, консультаций, устанавливалась единая система индивидуальных зачетов, дифференцированная форма оценки знаний. Дополнительно к существовавшим до сих пор оценкам «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» добавилась третья, повышенная – «хорошо». Вводились два раза в год экзаменационные сессии, конкурсный метод приема в вузы. Срок обучения студентов составлял 4 года.

С августа 1934 года помощником директора института по учебной части (ныне именуемая проректор по учебной работе) был назначен Кудрявцев Василий Дмитриевич. В это время в пединституте была введена факультетская система, произошло укрупнение кафедр: на начало 1934-1935 учебного года в институте функционировало 5 кафедр (русского языка, литературы и методики, социально-экономических наук, математики и физики, биологических наук). Учебная часть организовывала учебный процесс, методическую и научную работу института. Происходила перестройка учебного процесса, разрабатывались первые лекционные курсы, планы семинарских и лабораторных занятий, осваивалась система непрерывной производственной практики. Важной составной частью деятельности преподавателей являлась подготовка и издание учебников, учебных пособий, программ, методических разработок для учителей. Приказом №7 пединститута и педрабфака от 04.03.1935 заведующим учебной частью назначен Убугунов Александр Митахович, а в 1936 году – вновь В.Д. Кудрявцев. Одним из важных направлений деятельности учебной части в 1935-36 гг. был контроль организации самостоятельной работы студентов, укрепление дисциплины, развертывание социалистического соревнования. В связи с широким развертыванием стахановского движения в вузе появились такие его формы, как «отличничество» и «ударничество».

1936 год – год реорганизации учебного процесса вузов страны. Для всех вузов был установлен общий режим с одинаковой длительностью учебного года, каникул и продолжительностью учебного дня. Текущий учет успеваемости отменялся. Единственным критерием успеваемости студентов считалась сдача экзаменов по лекционным курсам и зачета по практическим занятиям. Впервые в высшей школе вводились государственные экзамены, а также единый студенческий билет и единый метрикул (зачетная книжка). Работа учебной части под руководством Панчукова Александра Петровича (май 1937 г. – октябрь 1937 г.) была направлена на определение содержания образования, уточнение учебных планов, соотношения циклов изучаемых дисциплин, осуществлялись поиски путей и способов повышения качества учебного процесса. Значительно возрос в 30-е годы объем специальных дисциплин, он составлял 60% от общего объема часов. Вопросы преподавания специальных дисциплин часто являлись объектом анализа на заседаниях Ученого совета института. Из специальных дисциплин особую значимость в те годы приобретало изучение студентами русского и бурятского языков. В 1938-39 учебном году в вузах страны в связи с выходом «Краткого курса истории ВКП(б)» в вузах страны произошло значительное увеличение количества часов на изучение общественных дисциплин. Была введена новая дисциплина «Основы марксизма-ленинизма». Содержание общественных дисциплин было идеологизированным и политизированным. Возглавляли учебную работу института Дуринов Алексей Алексеевич (октябрь 1937 г. – июль 1938 г.), Якушев Игнатий Романович (сентябрь 1938 г. – апрель 1941 г.), Ходаков Георгий Федорович (апрель 1941 г. – август 1941 г.).

Во время Великой Отечественной войны работа пединститута была перестроена: военное время потребовало перехода на 3-летний срок обучения. В связи с этим были пересмотрены учебные планы по всем факультетам, установлен порядок перехода на занятия по новым учебным планам. Учебные планы были уплотнены, занятия проводились в три смены: с 8 часов до 23 часов 35 минут. Важнейшей задачей коллектива института по-прежнему оставалась борьба за качество высшего образования, за качество знаний студентов, дополненное военной подготовкой. В каждом учебном предмете темы и разделы программы изучались в тесной связи с их оборонным значением, чтобы значительно расширить круг практических навыков, полезных для будущих бойцов. В августе 1941 г. вместо призванного в армию заместителя директора по учебной и научной работе Г.Ф. Ходакова был назначен М.П. Хабаев. Через два с половиной года этот участок возглавил профессор Н.Г. Николаев, затем доцент Г.Ф. Ходаков, в 1945 г. – доцент В.П. Тюшев. В послевоенные годы заместителями директора по учебной и научной работе были: в 1947 г. – доцент Ф.И. Аксенов, в 1951 г. – доцент П.И. Хайдуков, затем доцент Е.Т. Тимофеева, в 1956 г. доцент Н.Д. Шулунов. Много времени уделялось развитию заочной формы обучения студентов.

В начале 50-х годов директивными органами страны было выдвинуто требование политехнизации процесса обучения. Это привело к перестройке учебного процесса в педвузе, особенно в содержании подготовки учителей физики, математики, естествознания. В частности, на отделении физики было введено преподавание основ машиноведения, в курсах электроники и радиотехники увеличены часы практических занятий. В 1955-1956 учебном году на всех факультетах был введен «широкий профиль» обучения. Срок обучения в связи с этим увеличился до 5 лет. Были введены новые учебные планы, предусматривающие значительное увеличение часов на практическую подготовку будущих учителей. Стало больше проводиться открытых лекций и практических занятий. Активизировалась методическая работа. С мая 1961 года в пединституте вместо одной должности заместителя директора по учебной и научной работе было введено две: проректора по учебной работе и проректора по научной работе. Первыми проректорами по учебной работе были доцент Иннокентий Викторович Измайлов (март 1960 г. – апрель 1962 г.), Мангадаев Михаил Николаевич (апрель 1962 г. – декабрь 1973 г.).

В 1964 году вновь созданную учебную часть пединститута возглавил Хосомоев Николай Данилович. Он проработал в должности заведующего учебной частью с декабря 1964 года по май 1966 года. Большое внимание уделялось укреплению связей между кафедрами института и учительскими коллективами общеобразовательных школ. В апреле 1967 года заведующим учебной частью был назначен Балданов Саян Жимбеевич, который руководил учебным процессом до ноября 1970 года. Учебная часть координировала работу кафедр института. В период с ноября 1970 года по август 1971 года учебную часть возглавила к.п.н., доцент Буланова Надежда Никитична. Начало 70-х годов явилось временем обновления образовательного процесса, пединститут, как и другие педвузы страны, приступил к работе по новым учебным планам и программам. В новых планах в отличие от прежних значительно больше времени отводилось на изучение дисциплин психолого-педагогического цикла. Вводились новые дисциплины: возрастная и педагогическая психология, введение в педагогику. В 70-90-е годы проректорами по учебной работе были назначены Чагдуров Сергей Шагжиевич (декабрь 1973 г. – ноябрь 1982 г.), Цыремпилон Авиона Бадмаевна (декабрь 1982 г. – август 1993 г.), Доржиев Цыдыпжап Заятуевич (август 1993 г. – декабрь 1994 г.).

Свыше 20 лет (с августа 1971 года по сентябрь1995 года) в должности начальника учебной части проработала отличник народного образования Балуева (Иванова) Маргарита Юрьевна. Вместе с ней трудились специалисты Манкетова Маргарита Викторовна, Мантахаева Мэри Андреевна, инспектор студенческого делопроизводства Бадмаева Тамара Мункуевна, статист Манжуева Татьяна Борисовна.

С преобразование в 1995 году педагогического института в государственный университет произошли значительные изменения в учебном процессе. В основу деятельности университета были положены принципы фундаментализации и гуманизации образования, повышение его качества, интеграция учебного и научного процесса. В университете насчитывалось 13 факультетов и 58 кафедр. С декабря 1994 года по апрель 2001 года учебным процессом университета руководила к.фил.н., доцент Ковалева Лариса Петровна. В 1998 году вместо учебной части был создан учебно-методический центр, в котором сформировались основные направления работы: естественнонаучное, психолого-педагогическое и гуманитарное. Работой естественнонаучного направления руководила главный специалист, к.п.н., доцент Ваганова Валентина Ивановна (ноябрь 1999 года - февраль 2002 года). Психолого-педагогическое направление возглавила главный специалист, к.п.н., доцент Танхасаева Аюнжима Семеновна (ноябрь 1999 года - февраль 2002 года). По гуманитарному направлению работала главный специалист, к.ф.н., доцент Трофимова Светлана Менкеновна (ноябрь 1999 года - август 2002 года). В учебно-методическом центре работали опытные, высококвалифицированные преподаватели: к.ф.-м.н., доцент Антонов Вячеслав Иосифович (апрель 1998 года – январь 1999 года), к.ф.-м.н. Янтранова Светлана Степановна, методисты Ратников Александр Викторович, Гусев Борис Владимирович, Ширапова Дарима Доржиевна, Аксенова Елена Геннадьевна. Основной задачей учебно-методического центра был переход на университетские учебные планы и программы.

В 2001 году учебно-методический центр был преобразован в учебно-методическое управление, которое возглавила к.п.н., доцент Фомицкая Галина Николаевна (декабрь 2001 года – февраль 2007 года). Важнейшими задачами управления являлись: автоматизация учебного процесса, разработка концепции повышения качества образования.

С сентября 2003 г по 2011 г. общее руководство учебно-методическим управлением осуществляла проректор по учебной работе к.х.н., доцент Батуева Ирина Сыдыповна.

В состав учебно-методического управления вошли организационно-методический и учебный отделы. Начальником организационно-методического отдела в 2002 году был назначен к.и.н., доцент Козулин Андрей Владимирович, начальником учебного отдела в 2003 году - к.ф.н., доцент Дашинимаева Полина Пурбуевна. Методисты управления: к.п.н. Посходиева Дулгар Васильевна, к.г.н. Бабиков Владимир Александрович, к.п.н. Базарова Елена Гармаевна, к.т.н. Урмакшинова Елена Рониславовна к.х.н. Павлова Эржэна Тугденовна, к.фил.н. Семенова Эржэна Васильевна. Ведущие специалисты: Хинзеева Дарима Петровна, Сабирова Венера Ситдиховна, Андриянова Ирина Андреевна. Инженеры-программисты: Дармаев Мигмар Владимирович, Цыденова Дагзама Николаевна. Диспетчеры: Баглаева Полина Гавриловна, Каганова Луиза Ефимовна, Батуева Дарима Васильевна, Дагбаева Зоя Сандуевна, Гусенкова Татьяна Юрьевна, Саганова Надежда Климентьевна, Попова Людмила Николаевна, Андриянова Нина Васильевна, Балыкова Валентина Владимировна, Халудорова Юлия Владимировна.

С 2007 по 2012 год учебно-методическое управление возглавляла к.т.н., доцент Урмакшинова Елена Рониславовна. Проректором по учебной работе с 2011 по 2012 год был к.ф.-м.н. Мордовской Андрей Константинович. Организационно-методический отдел работал под руководством к.п.н., доцента Бурцевой Эльвиры Витальевны, к.филол.н., доцента Матанцевой Марины Борисовны, к.филол.н., доцента Степановой Елены Дашиевны. В отделе трудились методисты: к.филол.н., доцент Семенова Эржэна Васильевна, к.филол.н., доцент Степанова Елена Дашиевна, к.филол.н. Хинзеева Дарима Петровна, ведущий специалист Андриянова Ирина Андреевна. Учебный отдел возглавляла к.х.н., доцент Павлова Эржэна Тугденовна, с ней работали ведущий специалист Сабирова Венера Ситдиховна, методист Дармаев Мигмар Владимирович, диспетчеры: Андриянова Нина Васильевна, Попова Людмила Николаевна, Дагбаева Зоя Сандуевна, Лизунова (Афанасьева) Светлана Сергеевна, Дуринова Ирина Алексеевна, Цыренова Татьяна Юрьевна. В эти годы в структуре учебно-методического управления функционировали отдел лицензирования и аккредитации и отдел практик и содействия трудоустройству выпускников. Отдел лицензирования и аккредитации работал под руководством к.и.н. Плюсниной Виктории Валерьевны к.г.н., доцента Григорьевой Марины Александровны. В отделе работала методист к.г.н., доцент Маладаева Ольга Климентьевна. Отдел практик и содействия трудоустройству выпускников работал под руководством к.т.н. Дармаева Мигмара Владимировича. С ним в отделе работали ведущие специалисты Новокрещенных (Унагаева) Екатерина Алексеевна, к.и.н. Ахмадулина Светлана Зиннатовна.

Десятилетний период с 2001 по 2011 годы ознаменован огромным ростом объема работы в области планирования, организации и проведения учебного процесса университета. Показатели роста Университета в этот период не ограничивались только ростом в несколько раз количества специальностей и направлений подготовки. Изменялась сама структура вуза, создавались новые институты, филиалы, факультеты, кафедры. Увеличивались в эти годы на десятки программы дополнительного образования, все более многообразными становились формы обучения, расширялась география образовательной деятельности, вводились новые учебные площади и т. д. Все эти перемены отражались на работе учебно-методического управления, основой задачей которого являлись текущее и перспективное планирование и организация образовательной деятельности университета.

Управление курировало работу по организации и проведению учебно- и научно-методических семинаров и конференций, контроль качества образования, координировало учебную деятельность всех факультетов и институтов, в том числе планирование работы кафедр, определение объемов их учебной работы, выполнение учебных планов, их соответствие государственным образовательным стандартам. В учебно-методическом управлении впервые была централизована вся работа по планированию учебной деятельности, отчетности за ее выполнением, обобщению результатов экзаменационных сессий, представлению в Министерство образования и региональные органы управления установленной отчетности вуза и многое другое. Здесь планировали штат преподавателей, велся учет работы преподавателей-совместителей, разрабатывались и контролировались нормативы и объемы учебной работы преподавателей.

Работа управления - это непрерывное взаимодействие с деканами, заведующими кафедрами, отдельными руководителями направлений, с представителями базовых предприятий и организаций. Учебно-методическое управление в силу производственной необходимости взаимодействовало со всеми основными структурные подразделения университета. В свою очередь, его функционирование обеспечивалось широким привлечением к работе опытных методистов из числа штатных преподавателей, под руководством и с участием которых разрабатывались новые поколения учебных планов, осуществлялись компьютеризация учебного процесса, оперативный контроль и управление и т. д.

Выполнение всех этих функций невозможно без внедрения средств автоматизации, основанного на специализированном программном обеспечении. В данный период был совершен прорыв в части автоматизации учебного процесса. Был обеспечен переход с ручного на машинный основных процессов планирования учебного процесса: расчет учебной нагрузки преподавателей, формирование рабочих планов учебных групп и извещений, составление расписания занятий. Все эти нововведения позволили значительно сократить трудовые затраты и увеличить возможности для анализа и дальнейшего совершенствования работы. Электронное расписание было переведено в веб-формат и постепенно приращивалось удобными для пользователей сервисами: были добавлены расписания различных видов учебной деятельности, появилась возможность искать свободные аудитории, расписание нужного преподавателя или группы, смотреть занятость аудитории и т.д. Разумеется, для того, чтобы это все заработало, была проделана большая работа по систематизации всех необходимых данных в специальных справочниках, начиная с уловной кодировки учебных групп, факультетов, аудиторий, заканчивая присвоением кодов каждому преподавателю. В этот же период составление учебных планов было переведено на программную оболочку GosInp, которая автоматически проверяла макеты на соответствие основным параметрам стандартов. Были созданы первые версии корпоративной базы данных Университет, хранящая сведения о студентах и учебных планах. На ее основе появилась возможность формировать различную отчетность по всем обучающимся, успеваемости, реализуемым образовательным программам и т.д.

Значительное внимание управление уделял в то десятилетие вопросам повышения качества профессиональной подготовки, внедрению новых технологий обучения, информационному обеспечению учебного процесса, развитию самостоятельных форм работы студентов и активизации познавательной деятельности, расширению спектра образовательных услуг. В числе приоритетных задач стояли создание и внедрение системы управления качеством учебного процесса, переход на двухуровневую систему образования.

С 2012 по 2013 г. учебно-методическим управлением руководила к.б.н., доцент Дмитриева (Калашникова) Ольга Михайловна, с 2013 по 2015 г. – к.п.н., доцент Буртонова Ирина Бабасановна. С 2014 года на должности заместителя начальника учебно-методического управления трудилась к.х.н., доцент Павлова Эржена Тугденовна. Общее руководство учебой деятельностью в университете осуществляла проектор по учебной работе д.и.н., профессор Чимитова Джамиля Кимовна с 2012 по 2015 год. Учебный отдел (отдел планирования и организации учебного процесса) возглавляли к.х.н., доцент Павлова Эржена Тугденовна, к.и.н., доцент Дашиева Аюна Дугаржаповна, к.филол.н. В отделе работали старшие методисты: к.филол.н., доцент Семенова Эржена Васильевна, к.б.н. Гайнутдинова Елена Александровна, ведущие специалисты: Новокрещенных Екатерина Алексеевна, Дагбаева Ирина Валерьевна, Андриянова Нина Васильевна, Попова Людмила Николаевна, Лизунова Светлана Сергеевна, Дуринова Ирина Алексеевна и др. Организационно-методический отдел работал под руководством к.б.н., доцента Цыбиковой Эржены Валерьевны. Старшим методистов в отделе работала к.филол.н. Хинзеева Дарима Петровна. Отдел содействия трудоустройству выпускников и информационного обеспечения возглавлялся к.т.н. Дармаевым Мигмаром Владимировичем и к.э.н. Барлуковым Александром Михайловичем (с 2013 г.). С Александром Михайловичем в отделе, преобразованном в центр содействия трудоустройству выпускников, работала Кузнецова Наталья Борисовна.

С января 2015 по октябрь 2021 года общее руководство учебно-методическим управлением осуществлял проректор по учебной работе, к.ф.-м.н., доцент Макаров Александр Николаевич. Начальниками управления работали к.п.н., доцент Буртонова Ирина Бабасановна, к.х.н., доцент Павлова Эржена Тугденовна, к.т.н., доцент Дармаев Мигмар Владимирович. В управлении создан отдел управления качеством, начальником отдела назначена к.п.н, доцент Юн-Хай Светлана Александровна, на должности старшего методиста трудится к.филол.н., доцент Жорникова Мария Николаевна. Организационно-методический отдел реорганизован в отдел методического обеспечения образовательной деятельности. Начальниками отдела – заместителями начальника учебно-методического управления работали к.ф.-м.н., доцент Дамбуева Альбина Борисовна, к.т.н. Дармаев Мигмар Владимирович. С ними в отделе трудились старшие методисты: к.филол.н. Бадмаева Елена Содномовна, к.и.н., доцент Семёнова Мария Владимировна, Шожоева Баярма Дугарсыреновна, к.филол.н., доцент Цырендоржиева Баирма Дамбиевна, к.филол.н. Каурова Елена Михайловна, Ухакшинова Елена Маркеловна. Отдел планирования и организации учебного процесса работал под руководством к.филол.н., доцента Семеновой Эржены Васильевны, к.и.н., доцента Бадмацыреновой Елизаветы Леонидовны, к.филол.н. Бадмаевой Елены Содномовны. Вместе с ними в отделе работали старшие методисты: к.б.н. Гайнутдинова Елена Александровна, к.филол.н. Хинзеева Дарима Петровна, Тонтоева Туяна Васильена; ведущие специалисты: Дагбаева Ирина Валерьевна, Кузнецова Наталья Борисовна, Нимаева Елена Дондоковна, Каляева Баярма Сергеевна, Андриянова Нина Васильевна, Попова Людмила Николаевна, Дуринова Ирина Алексеевна, Лизунова Светлана Сергеевна, Новокрещенных Екатерина Алексеевна. Отдел содействия трудоустройству выпускников возглавлялся к.э.н., доцентом Барлуковым Александром Михайловичем.

Основным вектором развития в управлении образовательным процессом в этот период стало работа над качеством образования. В структуре управления в сентябре 2016 года был создан отдел управления качеством, в функции которого также входили вопросы по лицензированию и аккредитации образовательных программ. Успешно был лицензирован целых спектр специальностей СПО, в том числе входящих в ТОП-50 (списка, разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и включающего в себя 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования). Благодаря этому контингент Колледжа университета за последние несколько лет вырос в разы и в настоящее время является одним и самых больших подразделений по приведенному контингенту. В 2017 году университет успешно прошел государственную аккредитационную экспертизу образовательных программ.

Для подтверждения качества образования в университете была впервые организована и успешно пройдена профессионально-общественная аккредитация программ бакалавриата и магистратуры по направлению Юриспруденция, бакалавриата по направлению Экономика. В планах проведение такой процедуры для ряда других направлений.

Еще одним направлением деятельности в области менеджмента качества является прохождение независимой экспертной оценки условий осуществления образовательной деятельности. Такая оценка успешно была проведена 2021 году по высшему (в мае) и среднему профессиональному образованию (в сентябре). С июня 2018 г в университете организовано проведение ежегодного анкетирования всех участников образовательного процесса: работодателей на предмет оценки качества подготовки выпускников; обучающихся на выпускных курсах на предмет удовлетворенности обучением в вузе; студентов 1 курса на предмет ожиданий от обучения в вузе; преподавателей и сотрудников на предмет удовлетворенности качеством организации учебного процесса.

Качество знаний обучающихся, независимая оценка которой учитывалась при проведении государственной и профессионально-общественной аккредитации, систематически проверяется на платформах НИИ «Мониторинга качества образования». В 2018 году университет впервые стал базовой площадкой проведения нового проекта «Федеральный интернет-экзамен для выпускников бакалавриата». Учебно-методическим управлением были организованы подготовка к экзамену базовой площадки, консультации групп обучающихся и проведение самих сеансов с прокторингом. В 2021 году подана заявка на участие в еще одном проекте «ФЭПО-pro», который также с прокторингом состоится весной 2022 года для студентов младших курсов.

Показателем качества образования в университете также является запуск совместных образовательных программ с иностранными и крупными российскими вузами. Первые такие программы реализованы в 2021 году с Чаньчуньским политехническим университетом (Китай), Московским физико-техническим институтом. В настоящее время заключен договор с Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом "ЛЭТИ".

12-13 мая 2016 г. проведена I Всероссийская научно-практическая конференция c международным участием «Менеджмент качества образования в контексте государственной образовательной политики». Конференция стала традиционной, вторая была проведена в 2018 г., третья – в 2022 г. Данная конференция является важным событием в регионе в области менеджмента качества образования. В ходе мероприятия рассматриваются вопросы повышения качества современного высшего образования, управления качеством образовательных услуг вуза, оценки качества выпускников работодателями, обсуждаются вопросы актуальных проблем качества образования, системы менеджмента качества, обеспечения качества подготовки обучающихся, инновационных психолого-педагогических, личностно-развивающих, практико-ориентированных технологий в подготовке специалистов, современных требований к содержанию учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Учебно-методическим управлением организован ежегодный внутривузовский конкурс учебно-методических комплексов (УМК) с целью активизации деятельности преподавателей по методическому обеспечению учебного процесса как условию повышения качества профессиональной подготовки обучающихся с ноября 2018 г.

С 2016 г. разработан и введен в действие регламент установления выплат стимулирующего характера сотрудникам из числа профессорско-преподавательского состава. Регламентом введена методика расчета стимулирующих выплат, позволяющая повысить уровень объективности оценки вклада каждого преподавателя в развитие факультета/института и в целом Университета по учебной, научно-исследовательской и общественной деятельности. Система эффективного контракта обеспечивает также способствует развитию учебно-методического обеспечения и повышению качества образования за счет создания конкурентной среды.

Цифровизация основных процессов по учебно-методической деятельности также активно продолжалась в этот период. Взамен устаревшего GosInsp был внедрен новый программный продукт «Планы Мини» для составления учебных планов с учетом требования ФГОС ВО. Была осуществлена интеграция «Планы мини» и АИС «Университет». Это решило проблемы ручного ввода учебных планов в университетскую базу данных. Значительно была усовершенствована АИС «Личный кабинет», который планомерно наполняется различными цифровыми сервисами для обучающихся, преподавателей и сотрудников университета. Внедрена программа распределения учебной нагрузки ППС, совместимой с АИС «Университет» и личным кабинетом заведующего кафедрой. Появились такие сервисы, как портфолио студента, обеспечены онлайн и офлайн коммуникация преподавателя и студента, групповые беседы по учебным предметам, внедрена система рейтингования студентов по их достижениям, рейтинг преподавателей по видам деятельности, появились сервисы для проверки соответствия рабочих программ дисциплин учебным планам и многое другое.

С октября 2021 года по настоящее время проректором по учебной работе является к.т.н., доцент Урмакшинова Елена Рониславовна. Начальник учебно-методического управления – к.т.н., доцент Дармаев Мигмар Владимирович. Начальники отдела методического обеспечения образовательной деятельности – к.п.н., доцент Юн-Хай Светлана Александровна, к.фил.н., доцент Аюшеева Марина Глебовна (с 2022 г.). В отделе трудились до сентября-октября 2022 г. старшие методисты: к.и.н., доцент Семёнова Мария Владимировна, к.филол.н., доцент Жорникова Мария Николаевна, Ухакшинова Елена Маркеловна. В апреле 2022 года отдел управления качеством, в котором трудилась старший методист к.филол.н., доцент Жорникова Мария Николаевна, объединен с отделом методического обеспечения образовательной деятельности. С октября 2022 года в отделе методического обеспечения образовательной деятельности начали работать ведущие специалисты: Дамдинова Елена Владимировна, Садакпаева Анна Николаевна. Отдел планирования и организации учебного процесса работает под руководством к.филол.н. Бадмаевой Елены Содномовны. Вместе с ней в отделе трудятся старшие методисты: к.б.н. Гайнутдинова Елена Александровна, Тонтоева Туяна Васильевна; ведущие специалисты: Нимаева Елена Дондоковна, Андриянова Нина Васильевна, Лизунова Светлана Сергеевна, Новокрещенных Екатерина Алексеевна. В плотной связке с отделом также работает с самого начала автоматизации учебного процесса (2003-2004 гг) ведущий программист Центра информационных систем Болотова Марина Ивановна. Отдел содействия трудоустройству выпускников работает под руководством Кузнецовой Натальи Борисовны. С ней в отделе трудится ведущий специалист Каляева Баярма Сергеевна. С апреля 2022 года в учебно-методическое управление был введен новый отдел – отдел электронного обучения. Начальником отдела является Матонин Вадим Викторович. С ним в отделе до октября 2022 года трудилась ведущий специалист Дамдинова Елена Владимировна.

Реализация новой образовательной политики Университета, соответствующей стратегическим направлениям развития вуза и региона, базируется на трансформации инфраструктуры учебного процесса, внедрении нового дизайна образовательных программ, развитии и укреплении сетевых программ и междисциплинарных связей.

Трансформационные процессы в образовательной политике направлены на решение проблем закрепления населения в регионе, воспроизводства научно-педагогических кадров, развития высокотехнологического потенциала республики.

Основной целью образовательной политики Университета является создание работоспособной модели непрерывного образовательного цикла на основе индивидуализации и цифровизации образования, динамического изменения качественного состава образовательных программ, разработки кастомизированных образовательных решений во взаимодействии вуза и организации-работодателя по согласованию и корректировке образовательных программ в рамках существующего стандарта с целью формирования профессионально значимых навыков выпускника, необходимых именно для данной организации и предполагающих его дальнейшее трудоустройство в эту организацию.

Образовательная политика Университета строится на семи основных направлениях развития:

  • запуск топовых образовательных программ, способных задавать региональные тренды на основе фронтирных исследований и формировать современные технологические рынки;
  • актуализация реализуемых образовательных программ в целях оперативного реагирования на изменение конъюнктурных требований современности;
  • развитие наукоемкой, инновационной образовательной среды, основанной на интеграции потенциала разных областей наук;
  • расширение спектра сетевых образовательных программ основного и дополнительного образования в целях интеграции образовательных и научных ресурсов российских и зарубежных вузов;
  • индивидуализация обучения как действенный инструмент оперативной настройки образовательного процесса;
  • модернизация системы непрерывного образования детей и взрослых в соответствии с приоритетами инновационного развития страны и республики.
  • создание условий для привлечения подготовленных и мотивированных абитуриентов.
  1. Запуск топовых образовательных программ, способных задавать региональные тренды и формировать современные технологические рынки.

Для подготовки высококвалифицированных кадров в области здравостроительства, направленного на сохранение и приумножение здоровья населения республики, Университет запускает прорывные образовательные программы: «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Интродукция лекарственных растений», «Биоинженерия и биоинформатика», «Химия инновационных лекарственных соединений», «Математическое моделирование и интеллектуальные системы», «Биоправо».

Для формирования всестороннего подхода к изучению и пониманию здравостроительства на реализуемых направлениях бакалавриата, специалитета и магистратуры вводятся новые профили: «Системы искусственного интеллекта», «Биомедицинская информатика», «Инновации в медтехнике», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Фундаментальная и прикладная химия», «Молекулярная и клеточная биология», «Стратегическое управление туристскими дестинациями», «Психология здоровья» и другие.

  1. Актуализация реализуемых образовательных программ в целях оперативного реагирования на изменение конъюнктурных требований современности

Сформирована новая концепция программ бакалавриата, в которой появились принципиально новые для университета блоки:

  • общеобразовательные дисциплины (ядерные) - единые для всех направлений подготовки бакалавриата;
  • общепрофессиональные дисциплины - общие дисциплины для каждой укрупненной группы специальностей и направлений подготовки;
  • профессиональные дисциплины - дисциплины, соответствующие направлению и профилю (направленности) подготовки.

Такая структура учебных программ способствует переходу на новую модель выстраивания образовательных траекторий, которая обеспечит гибкость и индивидуализацию образовательных программ.

Особое внимание Университет уделяет профессиональной подготовке и переподготовке профессорско-преподавательского состава, привлечению высококвалифицированных специалистов из различных областей, способных к самосовершенствованию, модернизации уже преподаваемых дисциплин и разработке программ актуальных дисциплин. В целях оперативного обновления содержания образовательных программ привлекаются экспертные сообщества работодателей, проводится экспертиза и оценка соответствия результатов обучения
профессиональным требованиям.

Развитие системы оценки образовательного процесса в Университете позволяет разработчикам совершенствовать методическое обеспечение образовательных программ: использование симуляторов и тренажеров, проведение публичных презентаций, привлечение экспертов (в том числе выпускников) и комиссий для оценивания, организация самооценки и взаимооценки студентов, развитие обратной связи по итогам учебного курса (анкетирование участников образовательных отношений, анализ цифрового следа обучающихся).

3.Развитие и укрепление междисциплинарных связей для создания наукоемкой, инновационной образовательной среды, основанной на интеграции потенциала разных областей наук

В целях решения задачи опережающей многопрофильной подготовки междисциплинарных кадров и повышения роли Университета в развитии региона будет проводиться работа по укреплению и развитию междисциплинарных связей образовательных программ. К реализации новых образовательных программ в сетевом взаимодействии будут привлекаться как специалисты из других вузов и научных институтов, так и научно-педагогические кадры подразделений Университета.

Объединение усилий и лучших научно-образовательных практик разных областей наук должны привести к синергетическому эффекту. В первую очередь будут запускаться междисциплинарные образовательные программы, объединяющие профессионалов в области фармации, биологии, химии, информационных технологий, физики, инженерии и направленные на усиление кадрового обеспечения стратегического проекта Университета, такие как «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Биоинженерия и биоинформатика», «Химия инновационных лекарственных соединений». Привлечение к образовательному процессу молодых ученых из разных областей наук также будет способствовать развитию многопрофильности и укреплению научной и проектной составляющих программ.

  1. Расширение спектра сетевых образовательных программ основного и дополнительного образования в целях интеграции образовательных и научных ресурсов российских и зарубежных вузов

Приоритетным направлением образовательной политики Университета остается интенсификация научных и образовательных связей с отечественными вузами и вузами ближнего зарубежья. Планируется подписание новых соглашений о взаимодействии и создание сетевых образовательных программ основного и дополнительного образования.

На текущий момент реализуются совместные образовательные программы бакалавриата по направлению «Востоковедение и африканистика» с Чанчуньским политехническим университетом (КНР), программа по направлению магистратуры «Прикладная математика и информатика» с Московским физико-техническим институтом.

С 2022 г. будет осуществлен прием на совместные программы с НИУ ВШЭ (г. Москва), Калмыцким государственным университетом им. Б. Б. Городовикова (г. Элиста), Санкт-Петербургским государственным электротехническим университетом им. В. И. Ульянова (Ленина), Финансово-экономическим университетом (Монголия). В рамках реализации стратегических проектов Университета будут созданы образовательные программы с привлечением вузов-партнеров и научных организаций, апробированы инновационные практики сетевого межвузовского взаимодействия и программы повышения квалификации преподавателей, определены направления научных исследований, организованы совместные научные, образовательные и культурные мероприятия для студентов.

  1. Индивидуализация обучения как действенный инструмент оперативной настройки образовательного процесса

Модель персонификации обучения включает в себя процессы динамичного изменения содержания и дизайна образовательных программ под запросы бенефициаров, формирование наборов актуальных профессиональных компетенций, настраивание педагогического дизайна и деятельностных практик. Новый дизайн образовательных программ должен быть динамичным, конструируемым в соответствии с результатами данных цифровых сервисов, предполагать мультитрековость и выборность. Конструкция учебных планов предусматривает встраивание модулей для реализации дополнительной квалификации, стажировок, исследовательских проектов, самостоятельного обучения в формате массовых открытых онлайн-курсов, обучения в другом университете в сетевом формате и т. д. Ключевым направлением является запуск цифровых сервисов, позволяющих реализовать элементы индивидуальных образовательных траекторий, сделать образовательные программы более гибкими и субъектоориентированными.

Реализация модели позволит повысить качество образовательного процесса, адаптировать образовательные программы под изменяющуюся картину будущего, обеспечит результативность прямого взаимодействия с потенциальными работодателями.

  1. Создание условий для привлечения подготовленных и мотивированных абитуриентов

Университет уделяет особое внимание развитию программ ранней профориентации и самоопределения школьников и выпускников СПО, поддерживает концепцию профильного обучения, способствующего совершению абитуриентом ответственного выбора будущей профессии.

Подготовка к сдаче ЕГЭ является одним из важнейших направлений работы университета со школами. Будут организованы курсы подготовки к ЕГЭ в очном и онлайн форматах с разной продолжительностью: от экспрессконсультаций до восьми месячных курсов. К преподаванию на курсах привлечены преподаватели университета - эксперты ЕГЭ.

В целях кадрового обеспечения Стратегического проекта произведен запуск проекта «Медрабфак», благодаря которому абитуриенты смогут не только повысить уровень знаний по биологии, химии и русскому языку, но и получить начальное медицинское образование.

Университет является федеральной площадкой для проведения олимпиад всероссийского уровня для школьников и студентов СПО. Важным направлением является организация профильных олимпиад, обеспечивающих возможность проверить свои знания и получить дополнительные баллы при поступлении в Университет, совместно с организациями-партнерами: «Байкальская перспектива», «Открытый университет», «Биологика», «Сагаалган-математика».

Подготовка мотивированных абитуриентов по программам среднего профессионального образования и высшего образования для обеспечения кадрами муниципальных дошкольных и общеобразовательных организаций, профессиональной подготовки учителей бурятского языка и литературы, начальных классов, воспитателей детских садов с правом преподавания бурятского языка, журналистов, лингвистов, литературоведов, переводчиков со знанием бурятского языка, учителей общеобразовательных организаций производится в рамках целевой подготовки с финансовым обеспечением региона.

Ежегодно проводятся дни открытых дверей, экскурсии по Университету, тематические онлайн-эфиры и другие мероприятия. Университет предоставляет удобные и доступные цифровые сервисы, обеспечивающие прямую коммуникацию между участниками образовательных отношений. Планируется создание чат-ботов, которые помогут избежать «человеческих» ошибок и лжеинформации.
Система организации профориентационных мероприятий и принятие своевременных управленческих решений обеспечивают эффективное проведение приемной кампании Университета.

В целях привлечения абитуриентов из Монголии проводится социологическое исследование «Маркетинговое исследование спроса выпускников школ Монголии на образовательные услуги вузов Бурятии». Набор абитуриентов из Монголии производится на образовательную программу «Русский язык как иностранный» и другие востребованные программы.

  1. Модернизация системы непрерывного образования детей и взрослых в соответствии с приоритетами инновационного развития страны и республики

Усиление роли знаний как одного из основных факторов экономического развития способствует развитию тенденции «образование без границ» и актуализирует изменения в системе дополнительного профессионального образования Университета. Необходимо выстроить модель непрерывного образовательного пространства для различных категорий обучающихся: от школьников (Сетевой университетский образовательный округ, Дом научной коллаборации имени М. П. Хабаева) до взрослого населения (Институт непрерывного образования). Функционирование университетского Дома научной коллаборации имени М. П. Хабаева обеспечивается при финансовой поддержке Республики Бурятия.

Реализация модели предусматривает модернизацию и расширение спектра программ, курсов, тренингов, стажировок в соответствии с приоритетами инновационного развития; привлечение бизнес-сообщества и организаций-работодателей к определению содержания программ дополнительного образования; активное применение электронного обучения и дистанционных технологий; вывод программ Медицинского института на платформу НМО; разработку и внедрение новых процедур контроля и оценки качества программ ДПО; создание инновационной площадки по сопровождению программ педагогической направленности.

Уникальное географическое и социо-экономическое положение Университета создает условия для реализации программ дополнительного профессионального образования, направленных на совершенствование компетенций в сфере курортного дела, оздоровительного туризма, традиционной восточной медицины: «Лечебно-оздоровительный туризм Байкальского региона», «Лекарственные растения Байкальского региона», «Мониторинг функционального состояния человека на основе алгоритмических моделей обработки пульсового сигнала», «Регулирование и организация деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» «Рефлексотерапия: практика восточной медицины».

Особое внимание будет уделено персонифицированному обучению студентов университета за счет параллельных программ, предполагающих получение высшего и дополнительного профессионального образования.

Одной из приоритетных задач является развитие системы содействия трудоустройству выпускников и обучающихся, повышение их личностных, профессиональных, надпрофессиональных компетенций, повышающих их адаптацию к современным требованиям рынка труда.

В программу трудоустройства выпускников Университета включены различные мероприятия: проведение карьерных форумов, ярмарок вакансий, дней карьеры, технических туров на предприятия, мастер-классов, работа в соцсетях.

Для подготовки высококвалифицированных кадров Университет предлагает целевые образовательные программы организациям-партнерам и заказчикам, например, в области образования и науки, здравоохранения, информационных технологий расположенным на территории Дальневосточного федерального округа (компания-заказчик отбирает обучающихся и заключает с ними договоры о целевом обучении).

Для успешного трудоустройства выпускников предполагается одновременная персонализация индивидуальной траектории обучающегося и универсализация принципов оценки студенческой активности в условиях вариативного планирования жизненно-образовательных маршрутов, обеспечивающих выпускника инструментами реализации его жизненной стратегии после окончания университета.

В перспективе до 2030 года планируется трудоустройство обучающихся, а в дальнейшем и выпускников, на исследовательские должности, в том числе в новых лабораториях и научнообразовательных центрах, создаваемых в рамках консорциума и стратегических проектов, а также проведение специальных циклов профориентационных мероприятий с привлечением сотрудников исследовательских организаций и высокотехнологичных предприятий. Будут продолжены стипендиальные программы для поддержки талантливых студентов.

Расширение возможности вовлечения обучающихся в реальную производственную деятельность организуется посредством включения их в проекты не только Университета, но и стратегических партнеров, в первую очередь – новых консорциумов и коллабораций.

Формирование и развитие единой системы взаимодействия Университета с основными работодателями из сектора экономики, в том числе совершенствование единой системы практик и трудоустройства, создание профессиональных портфолио обучающихся позволят увеличить количество трудоустроившихся в российские организации, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа.

30.09.2022 г.